Хейонизм
Хейонизм — это ведущая философская и идеологическая традиция народов хейонай. Уникальной чертой этой философии является её атеизм: хейонай полностью отвергают существование каких-либо божеств. Вместо этого они возлагают свою веру на избранных лидеров, чья задача — вести народ к лучшему будущему.
Основные принципы
Роль Города
Взгляды хейонизма придают огромное значение роли город-государства. В хейонайской картине мира город-государство представляет собой высшую форму цивилизации. Неудивительно, что общества, следующие хейонизму, обладают высокой степенью урбанизации, где городские слои населения имеют огромное влияние.
Республиканский Идеал
Приверженцы хейонизма крайне нетерпимы к монархам, считая их всего лишь деспотами, чья власть держится исключительно на силе. В хейонайских обществах высоко ценятся республиканские институты, тогда как монархии рассматриваются как отсталые и варварские формы правления. Республика – это символ цивилизованного общества, и если народ стремится достичь цивилизации, он должен организовать себя как республику.
Вопрос Божественности
Хейонизм отвергает существование любых божеств. В языке хейонай даже нет слова, которое могло бы обозначать "бога", и сама концепция подобных существ для них чужда. Когда хейонист сталкивается с проповедями последователей божества, его обычная реакция — задать вопрос: «Докажите существование этого бога».
Иностранные религии, как правило, не могут предоставить доказательства, достаточные для убеждения хейонистов, что часто вызывает раздражение у сторонников этих верований. Хейонисты просто не понимают, как можно поклоняться существам, которые не проявляют себя на этом плане бытия.
Именно поэтому хейонисты более терпимо относятся к религиям, почитающим существа, физически присутствующие на Халанне, таким как верования Эорданда или почитание духов в Халессе.
Роль Государства
Государство играет ключевую роль в хейонизме. Его обязанность – вести своих граждан в будущее, защищая их от любых угроз. В хейонизме существует множество философий управления, но девять из них выделяются особенно: Маэдеритическое Правление, Шаал Онифея, Учение Варамеласа, Указания Искаропея, Доктрина Архатирадизма, Анагбеизм, Аксиерофонический Мандат, Дривос Рохос и Кредо Ласкариса. Хейонайские государства придерживаются философии управления, которой следует их глава. Традиционно следующий глава государства выбирает философию, отличную от своего предшественника, а два последовательных правителя, придерживающиеся одной философии, встречаются крайне редко. Замечательным исключением является город-государство Бесолакия, где главы государства практически всегда следуют Учению Варамеласа.
Маэдеритическое Правление
Маэдерит из Киманиса наиболее известен своим великим трактатом о государственном управлении под названием «Приливы», представляющим собой серию диалогов о взлетах и падениях судеб эльфов и их хейонов. Маэдерит утверждал, что каждая форма правления обладает своими сильными и слабыми сторонами, которые проявляются в периоды острых кризисов. Среди множества систем правления выживают лишь те, которые способны адаптироваться; те же, кто не готов меняться, обречены на провал. Исходя из этого, маэдеритическая политика стремится предотвратить закрепление статичных сил, мешающих развитию государства, и уделяет особое внимание уничтожению узкоспециализированных групп интересов, которые могут отвлекать правительство от оперативного и решительного служения народу.
Шаал Онифея
Мастера Шаал Онифея, или Школы Находчивости, преподают идеи, которые они считают фундаментальными для каждого, особенно для рабочих, торговцев и людей с криминальным прошлым. Возникшая в Ормаме, эта школа учит своих последователей быстрее преодолевать жизненные трудности и адаптироваться к сложным ситуациям. Для рабочих и торговцев она предлагает способы повышения эффективности, а для тех, кто борется за выживание, – навыки, позволяющие создавать что-то из ничего. Это часто приводит к успеху даже в нестабильной работе или криминальных схемах. Пропаганда этих идей в обществе помогает экономике расти, так как чиновники становятся более эффективными в борьбе с преступностью, а простые люди учатся выполнять свою работу быстрее и с меньшими затратами.
Учение Варамеласа
Учение радикального мыслителя Варамеласа до сих пор определяет устройство его родного города-государства Бесолакии. Варамелас и его последователи построили управление на основе радикальной и воинственной демократической системы, гарантирующей избирательные права и равенство для всех граждан, независимо от врождённых качеств. Политическая власть в Бесолакии делится между партиями, каждая из которых представляет определённое направление мысли. Борьба между этими группами поддерживает демократический процесс, не давая одной из них получить абсолютную власть, что могло бы привести к стагнации. Эта конкуренция стимулирует инновации, укрепляет управление и способствует развитию философских идей через острые дебаты.
Указания Искаропея
Искаропей из Эмпкейоса считал, что реальность определяется не физической сущностью вещей, а их восприятием в сознании. Сила хейона, по его мнению, зависит не от объективных характеристик, а от репутации, которая закрепилась в умах окружающих. Если хейон почитаем как достойный, могущественный и справедливый, то таковым он и становится. Философия Искаропея акцентирует необходимость укреплять репутацию как внутри, так и за пределами государства, используя красноречие, дипломатические усилия и искусные речи, чтобы возвышать хейон в глазах окружающих.
Доктрина Архатирадизма
Исследователь и путешественник Локебен Архатирад первым попытался создать обширную историю не только хейонаев, но и всего Андейоса. Однако ни он, ни его последователи не стремились к принятию чужих культур. Напротив, доктрина Архатирадизма направлена на детальное изучение и беспощадную критику чужих обычаев и религий, что позволяет отстаивать традиционные хейонайские взгляды.
Анагбеизм
Авторы Анагбеизма проповедуют стремление к знаниям, независимо от их источника, включая иные культуры. Они противопоставляют себя культурным шовинистам, считая их "умственно ущербными" и потенциальными разжигателями насилия. Анагбеисты, происходящие из Амгремоса, придерживаются ксенофильских взглядов, охотно слушают любые мнения и активно выступают против стигматизации народов, таких как бхарбены.
Аксиерофонический Мандат
Учение Аксиерофона из Херки подчёркивает, что главная задача правительства – обеспечение безопасности народа. Права граждан могут быть гарантированы только при наличии безопасности, которая достигается сильной армией и монополией государства на насилие. Эта философия делает военные вопросы основой государственного управления, направленного на подавление внутренних мятежей и отпугивание внешних врагов.
Дривос Рохос
Философия Дривос Рохос, или Пути Скалы, разработанная Филаксеной из Дегахейона, делает акцент на преданности долгу и сдержанности. Наслаждение земными радостями допустимо, но их умеренность – добродетель, так как излишества ослабляют человека. Последователи Дривос Рохос считают, что дисциплина позволяет сохранять ясность ума перед лицом трудностей, страха или травмы, что особенно важно для воинов.
Кредо Ласкариса
На основе различных философий, а также собственного опыта в Тайченде, Ласкарис и его соратники превратили Амейон в милитаризированное гражданское общество, где завоевания и военное доминирование стали главным приоритетом. Используя идеи Архатирада, последователи Ласкариса продвигают культурное и политическое превосходство хейонаев, закрепляя это в своей философии и оправдывая активную экспансию.